Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Необходимо создать эффективную систему производственного контроля (ПБ №5 2011)
01 | 11 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Необходимо создать эффективную систему производственного контроля

 

СОЛОВЬЕВ А. Б.

Заместитель руководителя Западно- Уральского управления Ростехнадзора

 

В апреле 2011 года состоялась пресс-конференция на тему «Состояние промышлен­ной безопасности в Удмуртской Республике», организованная по инициативе Аппарата Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике. На вопросы представителей прес­сы ответил Андрей Борисович Соловьев, за­меститель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора.

Обсуждались вопросы состояния промышленной и энерге­тической безопасности в Удмуртской Республике, итоги надзорной деятель­ности Западно-Уральского управления Ростехнадзора в 2010 году, меры по­вышения эффективности надзорной деятельности.

- Андрей Борисович, каковы основные показатели и результаты контрольно-надзорной деятельно­сти удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управ­ления Ростехнадзора за прошедший год?

- Годовой план работы Управления и планы работы удмуртских территори­альных отделов по мероприятиям, свя­занным с проведением контрольных про­верок состояния безопасности на поднадзорных предприятиях, выполне­ны. В 2010 году инспекторским составом отделов проведено более 2 тыс. меропри­ятий по надзору за соблюдением норм промышленной и энергетической безо­пасности, выявлено и предписано к устра­нению 16 тыс. требований нормативных и технических документов, устанавлива­ющих правила ведения работ на ОПО.

За допущенные нарушения требова­ний безопасности привлечено к админи­стративной ответственности 755 долж­ностных и юридических лиц, сумма наложенных штрафов составила около 3 млн. рублей. На семи предприятиях республики в судебном порядке приоста­навливалась промышленная эксплуата­ция технических устройств, не отвечающих требованиям промышлен­ной безопасности.

В рамках мероприятий по промыш­ленному надзору (1228 поднадзорных ор­ганизации) поведена 851 проверка выпол­нения поднадзорными организациями требований промышленной безопасно­сти, выявлено и предписано к устранению 7145 нарушений требований законода­тельства РФ и правил промышленной без­опасности, наложено 398 административ­ных штрафов на сумму 1989 тыс. рублей, применено 6 административных приоста­новлений деятельности через суд.

27 1 

За последние шесть лет на поднадзорных нам объектах в Удмуртской Республике количество несчастных случаев со смер­тельным исходом снизилось с 7 до 1. При этом аварийные ситуации произошли по вине сторонних организаций, смежни­ков, подрядчиков, а не организаций, непосредственно эксплуатирующих ОПО.

Хотя от ответственности это их не освобождает. 

По направлению государственного энергетического надзора проведено 846 обследований состояния безопасности энергетических и тепловых установок и сетей, выявлено и устранено 6790 нару­шений и обязательных требований пра­вил устройства и безопасной эксплуата­ции энергетических и тепловых установок и сетей, общая сумма штрафов состави­ла 444,2 тыс. рублей, применено адми­нистративное приостановление работы одной энергоустановки.

В сфере государственного строитель­ного контроля проведено 80 проверок объектов капитального строительства, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 484 нарушения, наложено 16 административных штрафов на сум­му 321 тыс. рублей, выдано 31 заключе­ние о соответствии объекта установлен­ным требованиям.

При непосредственном участии Управ­ления была осуществлена подготовка объ­ектов ТЭК и ЖКХ к отопительному пе­риоду. Прошедший сезон прошел без аварий и перебоев. На сегодняшний день предприятия энергетического комплек­са и ЖКХ приступили к подготовке к но­вому отопительному сезону.

Также при участии Управления в 2010 году продолжалась реализация програм­мы уничтожения химического оружия на основе строительства специализиро­ванных предприятий, где отмечен высо­кий уровень промышленной безопасно­сти; практически была решена проблема бесхозяйных газопроводов, что привело к сокращению числа инцидентов в этой сфере. Мы активно работали в разработ­ке и принятии республиканской целевой программы по замене пассажирских лиф­тов.

- Известно, что в 2010 году про­изошли значительные изменения в организационной структуре тер­риториального органа. Каковы ре­зультаты?

- В октябре прошлого года в целях реализации указа президента РФ № 780 от 23.06.2010 Управление передало функ­ции в сфере охраны окружающей среды Управлению Росприроднадзора по УР, в том числе реестры лицензий и 299 ли­цензионных дел. В результате ликвида­ции Удмуртского территориального от­дела регулирования воздействия на окружающую среду произошло сокраще­ние штатной численности государствен­ных гражданских служащих с 85 до 79 человек.

На протяжении девяти месяцев мы выполняли свои обязанности по надзо­ру в области охраны окружающей сре­ды. Нам удалось изменить в лучшую сто­рону отношение предприятий к платам за негативное воздействие на окружаю­щую среду, о чем свидетельствуют сум­мы сбора: за 9 месяцев - 101,8 млн рублей при годовом плане 155 млн.

Передача функций осуществлена не только в технологическом плане - в Управ­ление Росприроднадзора были переве­дены наши специалисты, которые кури­ровали вопросы экологии. Я уверен, что у наших коллег из Управления Роспри­роднадзора по УР не возникнет проблем с осуществлением надзорной деятельно­сти в области охраны окружающей сре­ды и экологии.

- Одним из положительных ре­зультатов деятельности Управле­ния за 2010 год является сокраще­ние в Удмуртии аварий и инцидентов, случаев травматизма со смертельным исходом на ОПО. Какие факторы стали определяю­щими в этом отношении?

- Общее снижение аварийности ста­ло возможным благодаря серьезной ра­боте по повышению эффективности го­сударственного надзора. Администра­тивная реформа федеральной службы позволила при сокращении штатной чис­ленности управленческого и обслужива­ющего персонала увеличить долю ин­спекторского состава, перейти к планированию надзорной деятельности с нацеленностью на решение проблем­ных вопросов в области промышленной и энергетической безопасности.

Как результат - за последние шесть лет на поднадзорных нам объектах коли­чество несчастных случаев со смертель­ным исходом снизилось с 7 до 1. При этом, как правило, аварийные ситуации имели место по вине сторонних организаций, смежников, подрядчиков, а не организа­ций, непосредственно эксплуатирующих ОПО. Хотя от ответственности это их, ко­нечно, не освобождает.

Отмечу, что в 2010 году в Удмуртии на поднадзорных нам объектах произо­шел один несчастный случай со смертель­ным исходом. Он был допущен подряд­ной организацией - ООО «Стальные конструкции», которая вела строитель­ные работы на производственной пло­щадке одного из ведущих предприятий республики. Комиссией Западно-Уральского управления Ростехнадзора проведено рас­следование произошедшего. Причина­ - неудовлет­ворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии над­лежащего производственного контроля и контроля со стороны руководства ООО «Стальные конструкции» за соблюдени­ем требований безопасности при веде­нии строительных работ и охраны тру­да, нарушение персоналом требований производственных инструкций и инструк­ций по охране труда. Лица, допустившие несчастный случай, привлечены к адми­нистративной ответственности. Все ма­териалы были направлены в прокурату­ру и следственный комитет. Комиссией предложены мероприятия по устране­нию причин несчастного случая, реали­зация которых позволила существенно снизить риски возникновения подобных случаев на других предприятиях респуб­лики.

Хочу отметить, что большое внима­ние необходимо уделять пропаганде и информационному сопровождению про­блем безопасности. Здесь очень велика роль специализированных средств мас­совой информации. Мы убеждены, что активная деятельность в этом направле­нии, повышение осведомленности лиц, отвечающих на предприятии за промыш­ленную и экологическую безопасность, позволит существенно снизить производ­ственные риски. Комплекс соответству­ющих мероприятий обсуждался на сове­щании по результатам расследования упомянутого выше несчастного случая.

- Как складывается ситуация в Удмуртской Республике в области диагностики и прогнозирования технического состояния оборудова­ния и технических устройств?

- Проведение проверок, вручение предписаний, административные нака­зания за недостаточный уровень обеспе­чения промышленной безопасности - не самоцель надзорного органа. Главное - стимулировать предприятия к осущест­влению собственного производственно­го контроля, предупреждению технологических аварий и инцидентов, сохранению человека и его здоровья на производстве. Мы не имеем возможно­сти проверить каждое техническое устрой­ство из тех, что работают на предприя­тиях республики. Законодательство предусматривает самостоятельную диа­гностику оборудования. Для этих целей в России создана система независимой экспертизы промышленной безопасно­сти. По заключениям экспертных орга­низаций мы принимаем решение о воз­можности эксплуатации оборудования, технических устройств либо о приоста­новке их работы.

 28 1

В целом по региону в плане прове­дения экспертизы промышленной безо­пасности и диагностики проблем не воз­никает. Тем не менее, порядка 2-3 процентов заключений экспертизы мы утверждаем по причине нарушения экс­пертными организациями Правил про­ведения экспертизы промышленной без­опасности. Это определенная зона риска. Казалось бы, 2-3 % - это немного. Но ког­да речь идет о человеческих жизнях, этот процент неприемлем.

- С чем связаны эти наруше­ния?

- Наиболее характерные нарушения, которые явились причиной отказов в утверждении заключений экспертизы, это: нарушения требований к оформле­нию заключений экспертизы; включе­ние в состав комиссии экспертов, не про­шедших аттестацию в установленном порядке; использование при проведении экспертизы недействующих норматив­ных документов; завершение процесса экспертизы до реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков, и т.д. Это свидетельствует о формальном, небрежном и даже некомпетентном под­ходе при проведении экспертизы. Соот­ветственно, некачественно и некомпе­тентно проводятся ремонтные работы на ОПО.

В случае неисправности технических устройств, применяемых на ОПО, специ­алистами Западно-Уральского управле­ния Ростехнадзора выносятся постанов­ления о приостановлении их функционирования во избежание аварий и инцидентов. Это крайняя мера, приме­няемая в том случае, если данные техни­ческие устройства при эксплуатации пред­ставляли реальную угрозу жизни и здоровью работников. В 2010 году основ­ная часть устройств, работа которых при­остановлена по результатам проверки, - это грузоподъемные механизмы (козловые и башенные краны). Также за­частую требованиям промышленной без­опасности не отвечает состояние элек­трооборудования, крановых путей и т. д., несвоевременное устранение нарушений влечет за собой приостановление рабо­ты механизмов на 30-90 суток.

- Как складывается ситуация в области модернизации, реконструк­ции, обновления основных произ­водственных фондов, строительстве новых объектов, а также реализа­ции предприятиями инвестицион­ных программ?

- Темпы износа основных производ­ственных фондов в среднем по предпри­ятиям Удмуртии значительно превыша­ют темпы мероприятий по их обновлению. Ситуация в области модернизации, ре­конструкции, обновления основных про­изводственных фондов, строительства новых объектов, а также реализации пред­приятиями инвестиционных программ оставляет желать лучшего. Можно на­звать несколько предприятий, где поло­жительно решаются вопросы обновле­ния производственных мощностей. В их числе ОАО «Удмуртэнерго», которое на­ряду с выполнением рабочих программ в канун отопительного сезона 2010/11 провело ряд мероприятий, разработан­ных при участии удмуртских территори­альных отделов Западно-Уральского управ­ления Ростехнадзора. В результате была произведена модернизация нескольких километров электросетей, заменено не­сколько сотен опор линий электропере­дачи. Ведется активная работа по техни­ческой и технологической модернизации на таких промышленных предприятиях региона, как ОАО «Ижсталь», ОАО «Чепецкий механический завод» и других.

Одним из примеров реализации ин­вестиционной программы является стро­ительство заводов по уничтожению хи­мического оружия в Камбарке и Кизнере. В целом по России ситуация с реализа­цией инвестиционных программ скла­дывается не лучшим образом, на что об­ращает повышенное внимание и руководство страны. Думаю, что в бли­жайшее время выйдет ряд документов, которые обяжут предприятия к проведе­нию мероприятий по модернизации на основе инвестиционной политики.

- В настоящее время актуаль­ным является вопрос по гидротех­ническим сооружениям. Как ведет­ся работа в данном направлении, какие результаты достигнуты?

- Из 1400 ГТС непосредственно под надзором Управления находятся 223 ги­дротехнических сооружения промыш­ленности и водохозяйственного комплек­са. Состояние 157 поднадзорных объектов оценивается как удовлетворительное, 66 требуют проведения капитального ре­монта. Специалисты Ростехнадзора на­ряду со специалистами Министерства природных ресурсов и МЧС входят в со­став межведомственной комиссии по ре­шению вопросов состояния ГТС.

Многие гидротехнические сооруже­ния строились в советское время хозспо­собом, в связи с этим одной из проблем является отсутствие проектной докумен­тации, что затрудняет решение вопросов по ремонту и реконструкции объектов. Также в свое время при сокращении чис­ла сельхозпредприятий большое коли­чество водных объектов осталось без хо­зяина, чем обусловлено их сегодняшнее некачественное состояние. Наша прио­ритетная задача - минимизировать чис­ло бесхозяйных объектов, обеспечить им надлежащее обслуживание.

- Какова ситуация в сфере обес­печения безопасной эксплуатации объектов газораспределения и га­зопотребления, а также внутридомового газового оборудования?

- Важным результатом работы Управ­ления за 2010 год является решение про­блемы бесхозяйных объектов газораспре­деления и газопотребления, вследствие чего удалось свести к нулю количество несчастных случаев на данных объектах. К концу года всеми поднадзорными пред­приятиями, эксплуатирующими ОПО га­зораспределения и газопотребления, со­гласно требованиям ст. 15 федерального закона № 116-ФЗ, проведено страхова­ние ответственности за причинение вре­да при эксплуатации ОПО.

По данным Росгазификации, ежегод­но в России происходит до 230 случаев взрыва газа в быту. Часто причиной то­му - допуск к работам по ремонту и об­служиванию неквалифицированных спе­циалистов, отсутствие или несвоевременное обслуживание газово­го оборудования. За 1,5 года в результа­те мероприятий, проведенных Западно-Уральским управлением Ростехнадзора совместно с Министерством строитель­ства, архитектуры и жилищной полити­ки УР, жилищной инспекцией, эксплуа­тирующими организациями ОАО «Удмуртгаз» и ООО «Ижстройгаз», уда­лось увеличить количество заключенных договоров со специализированными ор­ганизациями на обслуживание газового оборудования с 50 до 92. Во многом бла­годаря этому в Удмуртии в 2010 году не было взрывов газа в быту.

- В целом, результаты работы Управления за 2010 год положитель­ные. Что, по вашему мнению, яв­ляется самым значимым результа­том?

- Несмотря на аномальную зиму, не было допущено каких-либо внештатных ситуаций в электроэнергетике, топливно- энергетическом комплексе и ЖКХ. Не­смотря на кризисные явления в эконо­мике, ведется работа по обновлению основных производственных фондов, по крайней мере, на ключевых, социально значимых хозяйствующих субъектах.

К значимым результатам можно от­нести снижение административных ба­рьеров. С недавнего времени государ­ственные услуги по выдаче лицензий, разрешений по эксплуатации ОПО в гос­реестре организованы по принципу «одно­го окна». В 2010 году нам удалось совмест­но с органами государственной власти Удмуртской Республики и РЭК добиться согласования между собой инвестицион­ных программ малой и большой энерге­тики. Мы контролируем реализацию в Удмуртии федерального закона № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повыше­нии энергетической эффективности», в том числе и в области проведения обя­зательного энергоаудита.

Но самым значимым результатом надзорной деятельности является сни­жение аварийности, снижение количе­ства несчастных случаев со смертельным исходом, потому что основная наша за­дача - это безопасность людей, что яв­ляется неотъемлемой частью государ­ственной политики по повышению качества жизни человека.

Важным результатом работы Управления является решение про­блемы бесхозяйных объектов газораспреде­ления и газопотребления, вследствие чего удалось свести к нулю количество несчастных случаев на данных объектах. К концу года всеми поднадзорными предприятиями, эксплуатирующими ОПО газораспределения и газопотребления, со­гласно требованиям ст. 15 федерального закона № 116-ФЗ, про­ведено страхование ответственности за при­чинение вреда при экс­плуатации ОПО.

 
Главная Анонсы Необходимо создать эффективную систему производственного контроля (ПБ №5 2011)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю