Участившиеся техногенные аварии и катастрофы актуализируют проблему изношенности и состояния основных фондов предприятий. Они показывают, что оборудование производств является уязвимым элементом, критически важным для целостности среды жизнедеятельности человека, а физический износ объектов производственной инфраструктуры является серьезным фактором риска. Однако управлению инфраструктурой уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание как в международных стандартах (ISO 9001, п. 6.3), так и в практике отечественного менеджмента.
Очевидно, что старение оборудования является естественным процессом. Проблемы возникают, когда эти процессы становятся неуправляемыми. В эпоху социализма государство поддерживало сложную организационную систему управления основными фондами, планировало и осуществляло безопасное использование и своевременное их обновление. В процессе перехода от социализма к капитализму значительная часть основных фондов сменила владельца. Теперь ответственность за безопасное и эффективное управление ложится на частного собственника. К сожалению, в процессе «дележа» была в значительной степени разрушена прежняя плановая структура управления, а новая, ориентированная на современные экономические реалии, не создана. В условиях, когда изношенность основных фондов в различных отраслях составляет от 50 до 90% и продолжает нарастать, сложившаяся ситуация представляется исключительно опасной и требует безотлагательного вмешательства государства и ответственного бизнеса в вопросы управления процессами эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР). В частности, износ российских магистральных электрических сетей, по оценкам экспертов, составляет 41%, распределительных электросетей - 70%. Износ муниципальных и сельских сетей в отдельных регионах превышает 90%. В химической отрасли средний уровень износа порядка 50%, а по отдельным видам оборудования - от 80 до 100%. В металлургии в среднем износ превышает 60%. Ресурсы, имеющиеся для технического перевооружения и ТОиР, существенно ограничены. В этих условиях возникновение техногенных аварий (или даже катастроф), на первый взгляд, представляется лишь делом времени. С точки зрения общей теории, господствующим ныне методом управления является «регулирование», или «управление по отклонениям». Его смысл в том, что достигнутый сегодня результат сравнивается с запланированным на сегодня результатом, и по разнице вырабатывается управляющее воздействие. Однако такой подход ограничивает горизонт видения. Он концентрирует внимание на краткосрочных проблемах, уводя внимание менеджмента от проблем долгосрочных. не анализируется влияние управляющих воздействий нижнего уровня, какими являются ремонты и обслуживание оборудования, на отдаленные цели предприятия. Это не соответствует насущным задачам управления, стоящим перед предприятием с изношенными основными фондами. Поскольку уровень износа высок, предприятие должно иметь долгосрочные планы замены и реновации. Оно должно прогнозировать состояние и остаточный ресурс своего оборудования, его производительность, уровень безопасности и надежности, оценивать влияние конкретных замен и ремонтов на результирующую производительность и надежность, выбирать оптимальную с точки зрения надежности стратегию замен и ремонтов, согласовывать планы ТОиР и обновления с планами производства. Стратегические цели предприятия должны быть функционально связаны с измеримыми показателями в области ТОиР и сведены в единую систему с возможностью мониторинга. Для мировой практики такие взгляды на управление ТОиР не являются откровением. Они обоснованы в разнообразных концепциях и находят применение на практике. Для иллюстрации приведем так называемую философию Performance Focused Maintenance (PFM), или техническое обслуживание, ориентированное на результативность деятельности и эффективность компании в целом. Этот подход изобретен на Западе и достаточно активно там пропагандируется. В частности, его можно найти в отчетах американского Института исследований в области электроэнергетики (EPRI), который рекомендует внедрять PFM в практику управления основными фондами электрических сетей. Как определил EPRI, «целью PFM является оказание помощи менеджерам по управлению основными фондами в концентрации их ограниченных ресурсов на тех направлениях, которые внесут наибольший вклад в достижение установленных корпоративных целей организации» [1]. Аналогичные взгляды нашли отражение в работе [2], где приводится пример построения имитационной модели готовности (ремонтопригодности и надежности) для химического предприятия с использованием метода Reliability Block Diagram (RBD). В частности, указывается, что модель позволяет количественно определить, какие результаты в области надежности, безопасности, производительности будут получены от тех или иных управленческих решений (инвестиций) в области ТО и ремонта. Итак, чтобы сегодняшнее управляющее воздействие вырабатывалось исходя из его влияния на достижение перспективных, стратегических целей, необходимо установить связь между ремонтами (заменами) и целями предприятия. То есть, выделяя ресурсы под те или иные работы ТОиР, необходимо отслеживать их вклад в достижение целей, концентрировать ресурсы на тех работах, от которых ожидается наибольший вклад в безопасность, надежность, производительность и качество. Вклад того или иного предупредительного ремонта в надежность и производительность может быть определен на основе анализа статистики отказов и их последствий. Однако в реальности зачастую отсутствуют полные и достоверные статистические данные по отказам, которые дали бы возможность прогнозировать состояние оборудования и предупреждать отказы посредством превентивного обслуживания. В этих случаях необходимо использовать модели оценки технического состояния. Модели также необходимы при эксплуатации сложных объектов и систем, когда отсутствует возможность определения интенсивности отдельных видов отказов. Таким образом, предприятию необходимо иметь следующие элементы управления: - систему корпоративных целей в области затрат, надежности оборудования, производительности, безопасности, экологии, качества; - систему показателей и допустимых уровней рисков, разработанных на основе целей; - инструментарий анализа видов, последствий и критичности отказов, оценки затрат на их предупреждение, выбора оптимальной стратегии обслуживания исходя из критериев надежности, эффективности и допустимого риска; - математические модели объектов основных фондов, позволяющие оценивать их техническое состояние на основе измеряемых параметров, рассчитывать характеристики надежности и их влияние на установленные показатели и цели; - инструментарий, позволяющий прогнозировать и анализировать отказы и их последствия (АВПКО), рассматривать сценарии «что, если», строить тренды, планировать обслуживание и ремонт оборудования с учетом повышения его надежности; - программные инструменты для автоматизации операций моделирования, планирования, анализа, а также учета данных - состав оборудования, наработка, техническое и эксплуатационное состояние каждой единицы, дефекты и отказы, плановые работы и снабжение, история замен, ремонтов и перемещений, запасы и расход запчастей, трудоемкость и т.д. Такой состав элементов представляет собой систему, которую мы называем интегрированной системой управления инфраструктурой (ИСУИ), и которая позволяет охватить все аспекты функционирования инфраструктуры предприятия, отслеживать миссию предприятия и достижение его целей при планировании и выполнении ремонта, замены, технического перевооружения объектов инфраструктуры. Однако многие компании России и СНГ испытывают трудности даже со сбором первичных данных, не говоря уже о компонентах более высокого порядка. Зачастую имеют место проблемы с получением из удаленных филиалов актуальной информации об изменениях состава оборудования, схем его подключения, с доступом к этой информации при планировании. Данные об истории эксплуатации объектов, формуляры, паспорта и т.д. находятся на местах, в разрозненном и часто не актуализированном состоянии. Прогноз надежности и эффективности ведется не на основе моделей, а на основе неполных исторических данных. Нет оперативного сбора информации о проведенных осмотрах, выявленных дефектах, в результате реакция на дефекты запаздывает, возникают отказы. Очевидно, что решение указанных и других проблем сбора данных невозможно без информатизации и автоматизации процессов управления основными фондами. Задачи моделирования и прогнозирования также не могут быть решены без соответствующих специализированных программных систем. Несмотря на очевидные проблемы с управлением основными фондами, мы не наблюдаем со стороны российских предприятий той активности, которая была бы адекватна ситуации. Проекты в сфере внедрения информационных систем управления основными фондами уже есть, но пока не стали массовым явлением в российской экономике. Можно назвать проекты в таких компаниях, как ОАО «ЦБК КАМА», ФГУП «Атом- флот», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ООО «Валио», ОАО «Енисейское речное пароходство», ОАО «Каменск-уральский металлургический завод», ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», ОАО «Концерн Росэнергоатом», ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Ростерминалуголь», Северо-Западная ТЭЦ, и некоторых других. В сфере управления ремонтами по критерию надежности одним из немногих является проект внедрения информационной системы управления надежностью энергоснабжения в ООО «Нижневартовскэнергонефть». Это предприятие обеспечивает передачу электроэнергии от ОАО «Тюменьэнерго» до объектов нефтедобычи ОАО «Самотлорнефтегаз» и ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» корпорации ТНК-BP. В область ответственности компании входит бесперебойное энергоснабжение, но помимо этого его деятельность включает также эксплуатацию и обслуживание энергетического оборудования, в частности, выполнение планово-предупредительных, аварийно-восстановительных и капитальных ремонтов, проведение диагностик и измерений. Компания имеет значительную территориальную распределенность и большое количество сетевого оборудования (21 сетевой район). В течение ряда лет [3] добывающие предприятия наряду с ростом добычи фиксировали опережающий рост потерь, вызванных невозможностью добычи нефти из-за отказов сетевого энергоснабжа- ющего оборудования. Анализ показал, что компания не располагает механизмом, позволяющим соблюдать требуемый уровень потерь при заданном объеме добычи. Финансирование содержания энергохозяйства не зависело от результатов его деятельности, в частности, от количества отключений. В этой связи было принято решение о создании системы управления надежностью энергоснабжения (СУНЭ). Поддерживать все основные аспекты деятельности в этой сфере должна соответствующая информационная система (ИСУНЭ). Идеологически система была спроектирована так, что на нижнем уровне она опиралась на сбор и обработку первичных данных об оборудовании, а на верхнем уровне - на корпоративные цели, в числе которых: - сокращение потерь добычи нефти, вызванных отказами электрооборудования; - оптимизация затрат на содержание энергохозяйства; - повышение обоснованности бюджетов сервисных предприятий. В рамках ИСУНЭ были созданы три подсистемы (рис. 1): «Управление ТОиР» (на основе EAM-системы TRIM разработки НПП «СпецТек»), «Стратегия ремонтов» (математическое моделирование электросети на основе программы Neplan, расчет стратегии ремонтов средствами программного обеспечения CalposMain, разработки компании ABB) и «Анализ эксплуатации и ремонтов» (на основе продукта PowerPlay компании Cognos). Суть решения [3] состоит в переходе от субъективных оценок свершившихся фактов к объективным расчетам и прогнозированию ситуации. В решении ИСУНЭ предложено формировать стратегию ремонтов на основе расчетных интегральных показателей, которые содержат в себе как оценку текущего состояния, так и прогноз состояния и надежности на будущее, а также комплексную оценку важности оборудования с точки зрения прямого и косвенного ущерба и последствий отключений - анализ соотношения потерь нефти и затрат на ТОиР. Формирование стратегии ремонтов осуществляется по каждой из единиц оборудования, выстроенных по степени их важности и риска отказа. На основании такой стратегии формируются уже полноценные планы работ по ТО- иР и заменам, план обеспечения этих работ ресурсами, и про такие планы можно сказать, что они действительно обоснованны, то есть средства тратятся на поддержание установленного уровня надежности. Система позволяет моделировать различные варианты - что будет с потерями при заданном уровне финансирования, какой его объем необходим для сокращения потерь до заданного уровня. Средствами TRIM в системе реализуются такие функции, как централизованное ведение нормативно-справочной информации по ТОиР, формирование и сопровождение базы данных объектов технической эксплуатации, планирование ТОиР по данным из подсистемы «Стратегия ремонтов» с учетом важности, надежности и технического состояния оборудования, планирование ТОиР по регламенту (календарное, по наработке), согласование плана ТОиР между подразделениями, регистрация внеплановых и аварийных работ, определение и обеспечение потребности в ресурсах, распределение работ на день, формирование заданий на работы, организация, учет и анализ выполнения работ и их результатов, в том числе анализ трудозатрат и расхода ТМЦ и другие. Чтобы упростить задачу интеграции подсистем «Управление ТОиР» и «Стратегия ремонтов», последняя может быть также реализована на основе TRIM - а именно, на базе модуля «TRIM-Оценка состояния». Этот модуль позволяет проектировать, редактировать, хранить и использовать модели оценки технического состоянии оборудования с целью оптимизации программ ТОиР по критерию надежности и минимизации последствий функциональных отказов. Заключение Минимизация рисков при эксплуатации основных фондов, как было указано выше, связана с внедрением информационных систем, сочетающих в себе передовые методы и практики управления. Если основные фонды изношены, то значительно повышается важность учета условий безопасности труда, экологии, качества и т.д., то есть учета аспектов функционирования всей инфраструктуры предприятия. В этой связи НПП «СпецТек», обладая 20-летним опытом работы в области систем управления основными фондами, являясь разработчиком и владельцем программного комплекса TRIM, видит свою миссию в том, чтобы приложить все возможные усилия для пропаганды, разработки и внедрения ИСУИ на предприятиях и в учреждениях РФ и СНГ. В условиях значительного старения основных фондов, увеличения вероятности техногенных катастроф и низкого уровня корпоративного управления ИСУИ являются необходимым инструментом для обеспечения безопасности, качества и эффективности основных фондов. ИСУИ обеспечат прогнозируемость, прозрачность и управляемость процессов обновления основных фондов и в целом будут способствовать ускоренной модернизации экономик стран СНГ. Список литературы
|