Экологический менеджмент и природоохранные технологии» для специалистов промышленных отраслей ЖАВОРОНКОВА А.В. ОШИН Е.С. Институт «КРОНА» при СПбГТУРП
Как известно, все познается не только в сравнении, но и на практике. Однако пробелы в знаниях в ходе профессиональной подготовки не всегда могут быть компенсированы умениями и навыками, приобретенными на рабочем месте. Вузовская программа не всегда закладывает необходимый фундамент для успешной профессиональной деятельности и самореализации в рамках специальности. Выход из сложившейся ситуации, безусловно, есть. Это повышение квалификации, устранение проблемных зон в профессиональных компетенциях. Формы для профессионального роста и становления в наше время могут быть разнообразными. Одной из самых распространенных является глобальная сеть Интернет. Но качество предлагаемых ресурсов может быть поставлено под сомнение. Официальные же сайты не всегда готовы поделиться нужной информацией в требуемом объеме. Помимо виртуального пространства, сохраняют свои позиции и ставшие привычными печатные издания (специальная литература, пособия, методические руководства, научно-практические журналы, газеты, вестники) и активные формы обучения (конференции, семинары в очном и дистанционном формате, выставки). Обучающие мероприятия дают возможность специалистам одного профиля, но с разных предприятий поднимать и обсуждать проблемы производства, сложности на рабочем месте (в цехе, в лаборатории, на складе и т.д.), набираться опыта в общении с коллегами и находить ответы на вопросы. На подобных встречах важным становится взгляд со стороны. При тесном контакте на семинарах и конференциях меняется угол зрения на проблему и ситуацию. В частности, если мы будем вести речь об экологическом семинаре «Школа эколога» по теме «Экологический менеджмент и природоохранные технологии» (Институт «КРОНА» при СПбГТУРП), то стоит отметить целевую аудиторию слушателей - специалистов экологических служб, отделов охраны труда, участков водоподготовки. Руководителем программы является опытный преподаватель Исянов Л.М., к.т.н., профессор, декан инженерно-экологического факультета Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров. Исянов Л.М. и его коллектив уже многие годы составляют и реализуют программы повышения квалификации по экологической безопасности. Конечно, существуют различия в организации работы отделов по экологическому направлению на конкретном предприятии в зависимости от специфики технологии, уровня оснащенности, условий расположения предприятия и т.д. Но одновременно есть и схожие моменты, которые и объединяют специалистов-экологов в профессиональное сообщество. Экологическое направление является весьма уязвимым с точки зрения вложений в его развитие и поддержание и строгого соблюдения государственных требований. Одновременно имеет место сложившаяся ситуация со стоками и выбросами. Пока промышленность движется только в направлении безотходных производств. А значит, пока есть отходы, с ними надо уметь обращаться, для чего надо знать, как и на основании чего. Об этом подробно ведется речь в семинаре, разделенном на несколько смысловых блоков: - производственная природоохранная деятельность (ППД); - природоохранное законодательство; - организация лабораторий и аналитическое обеспечение измерений на источниках и объектах окружающей среды; - обращение с отходами; - водоподготовка и очистка сточных вод, управление качеством водных объектов. Отдельным пунктом в программе семинара стоит посещение водостанции Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака, что позволяет специалистам увидеть, как обстоит дело на другом промышленном предприятии, как там решают возникающие проблемы. Как говорится, лучше один раз увидеть... Осуществляется колоссальный обмен опытом. Специалисты, ведущие практическую деятельность, на семинаре являются не только пассивными слушателями лекций, но и активными участниками. Так, однодневная конференция в рамках «Школы эколога» предполагает общение и активное участие специалистов в круглом столе, в обсуждении тех или иных аспектов производственной деятельности (нормативы, изменения в законодательстве, методы контроля, модернизация и многое другое). Конференция насыщена докладами о передовых технологиях и достижениях. Важно не только узнавать новое, но узнавать это от специалистов, которые могут дать квалифицированные пояснения. Задача подобного семинара и конференции - подобрать достойных спикеров, экспертов своего дела. В рамках конференции у приехавшего специалиста есть возможность озвучить положение дел на его предприятии, в его отделе. Данный формат обучения себя успешно зарекомендовал в различных направлениях повышения квалификации, о чем свидетельствуют оживленные дискуссии и отзывы в анкетах обратной связи.
|