![]() |
![]() |
![]() |
Технический износ ГТС снижает уровень безопасности в водохозяйственном комплексе ЛОГИНОВ В. В. Начальник Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора
В период подготовки к весеннему половодью и пропуску паводков вопросы эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (ГТС) приобретают особую значимость. Должны быть обеспечены надежность и безопасность работы данных объектов, бесперебойная и экономичная работа технологического оборудования электростанций при соблюдении правил охраны окружающей среды. Особое внимание необходимо уделить надежности противофильтрационных и дренажных устройств. Кроме того, ГТС должны удовлетворять нормативной документации по устойчивости, прочности, долговечности. Сооружения и конструкции, находящиеся под напором воды, а также их основания и примыкания, должны соответствовать нормативным (проектным) показателям водонепроницаемости и фильтрационной прочности. ГТС должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены. Все напорные ГТС, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния должны периодически подвергаться многофакторному исследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности, с привлечением специализированных организаций. По результатам исследований должны быть приняты меры к обеспечению технически исправного состояния ГТС и их безопасности. На законодательном уровне В 1997 году введен в действие ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Главная цель введения закона — обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан, а также имущества предприятий, предотвращение разрушения зданий и сооружений, размыва почвы, опасных изменений уровня подземных вод и нанесения иного вреда вследствие аварий ГТС. Действие федерального закона распространяется на все ГТС, аварии которых могут создать чрезвычайные ситуации, сопровождающиеся угрозой жизни и здоровью людей, нарушением условий их труда и жизнедеятельности. Обеспечение безопасности сооружений является обязанностью собственника этого сооружения и эксплуатирующей организации. Требования к безопасности Обязательным условием утверждения проекта ГТС, ввода сооружения в эксплуатацию, эксплуатации и вывода его из эксплуатации является декларирование безопасности. Понятие «декларирование» включает разработку декларации безопасности ГТС, представление их в органы государственного надзора для проведения государственной экспертизы декларации безопасности и ее утверждения. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность ГТС, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Основными причинами аварий на ГТС являются: неустойчивость основания, недостаточная пропускная способность водосбросов, недостаточная прочность различных конструктивных элементов, фильтрация воды через тело грунтовых сооружений. Иногда повреждения и аварии возникают в начальный период эксплуатации ГТС вследствие незавершенности строительных работ - на это обстоятельство обращено особое внимание при приемке ГТС в эксплуатацию. Известны случаи аварий через 30 лет и более после окончания строительства, когда сооружение, казалось бы, подтвердило полностью свою надежность. ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и ПТЭ требуют, чтобы ГТС соответствовали критериям безопасности, нормативным (проектным) показателям по устойчивости, прочности, долговечности, а также водонепроницаемости и фильтрационной прочности. Задача эксплуатационного персонала заключается в поддержании ГТС в работоспособном состоянии в течение всего срока службы; при этом необходимо своевременно заменять или реконструировать отдельные конструкции и системы с учетом объективных оценок их физического и морального износа. Как показывает опыт эксплуатации ГТС в нашей стране, по истечении определенного периода (в среднем 25 лет) процессы старения на ряде сооружений могут приобретать интенсивный характер, что в свою очередь может привести сооружение к полному разрушению. Преобладающими аварийными дефектами являются полное разрушение отдельных элементов сооружений, образование дефектов, нарушающих нормальную работу конструкции сооружения; нарушение стыковых соединений, а также разрушение зон опирания, замковой части. Опасными дефектами, вызывающими ухудшение эксплуатационных свойств в элементах конструкции ГТС, являются трещины, размеры которых превышают предельно допустимые значения, установленные СНиП, отслоение защитного слоя бетона, коррозия бетона арматуры в виде высолов и ржавых потеков. Можно сделать вывод, что нарушения стыковых соединений сборных элементов, разрывы и проломы стенок в различных зонах, трещины, сдвижка и просадка элементов относительно друг друга приводят к нарушению нормальной работы сооружений. Отсюда возникают такие проблемы, как потеря дефицитной поливной воды, подъем уровня грунтовых вод, заболачивание и засоление орошаемых земель. Решение данных проблем должно быть основано на обязательном учете требований надежности при проектировании, строительстве и эксплуатации ГТС. В отдельных случаях для оценки состояния сооружений необходимо привлекать специализированные организации для определения напряженно-деформированного состояния напорного сооружения, состояния и прочности бетона, динамических и сейсмических воздействий на сооружение. Проведение ремонтных и восстановительных работ, а при необходимости и реконструкции должно осуществляться на основе специальных проектов. Потенциальные риски На территории Удмуртской Республики под надзором Западно-Уральского управления находятся 223 гидротехнических сооружения, объекта промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса площадью более 5 га. Многие из них являются объектами повышенного риска, поскольку эксплуатируются без ремонта более 50 лет. Из 219 гидротехнических сооружений водохозяйственного комплекса 6 ГТС - федерального значения, 10 ГТС находятся на балансе Удмуртской Республики, 167 - на балансе муниципальных образований и 36 ГТС являются бесхозяйными. Износ бесхозяйных ГТС составляет более 70%, что представляет потенциальную опасность для объектов экономики, расположенных в нижнем бьефе; на 22-х из них - пониженный уровень безопасности, на 14-ти - неудовлетворительный. В настоящее время по результатам визуальной инвентаризации большинство ГТС находятся в состоянии, требующем капитального ремонта. Средний возраст подпорных дамб, плотин и других сооружений составляет 30-40 лет, а в ряде случаев и более. Практика же показывает, что по прошествии этого времени сооружения продолжают работать, не заменяясь новыми, а иногда даже без основательной реконструкции. Необходимо восстановить и реконструировать имеющиеся сооружения на базе появившихся новых, а также ранее используемых надежных технологий. Сейчас полным ходом ведется работа по обеспечению безаварийного пропуска весеннего половодья. На основании распоряжения Ростехнадзора проведены совместные с органами прокуратуры выездные проверки по вопросам безопасной эксплуатации ГТС. По результатам проверок прокуратура Удмуртской Республики возбуждает иски в суд о понуждении собственников, администраций муниципальных образований к принятию мер, обеспечивающих безопасную эксплуатацию ГТС. В Удмуртской Республике создана межведомственная комиссия по вопросам безопасности ГТС, председателем которой является заместитель председателя правительства Удмуртской Республики Ильдар Ильшатович Бикбулатов. В состав межведомственной комиссии вошли представители правительства Удмуртской Республики, отдела водных ресурсов Камского БВУ по Удмуртской Республике, Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике и Западно-Уральского управления Ростехнадзора. Комиссия утвердила план проведения кустовых совещаний по вопросам безопасности ГТС и безаварийному пропуску половодья. Данный план утвержден с главами администраций муниципальных образований районов Удмуртской Республики. В повестку совещаний вошло следующее: - доклад о работе, проводимой в муниципальных образованиях районов республики, по закреплению за собственниками бесхозяйных ГТС и назначению ответственных за их безопасность; - доклад о подготовке к обеспечению безаварийного пропуска предстоящего половодья через ГТС, расположенные на территориях муниципальных образований республики.
|