Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Участие учебных организаций в инновационных процессах при подготовке и аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности (ПБ № 5 2011)
23 | 12 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Участие учебных организаций в инновационных процессах при подготовке и аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности

АНИСИМОВ И. А.

ДИРЕКТОР НП «ЦПКК ПЕРМЬ-НЕФТЬ», ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ЦПР «ЕВРОПЕЙСКИЙ»

ТЕЛЕНКОВ А. В.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА НП «ЦПКК ПЕРМЬ-НЕФТЬ»,

НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ и ПРАВА УрО РАН, К.И.Н.

После анализа в предыдущей статье (см. «Промышленность и безопасность» №4, 2011) вопросов изменения нормативной базы подготовки и аттестации руководителей и специалистов следует рассмотреть процедуры и мероприятия совместной работы в этом направлении промышленных предприятий, учебных организаций (на примере НП «Центр повышения квалификации кадров Пермь-нефть») и Ростехнадзора.

Изменения, и подчас весьма значительные, в требованиях к аттестации, как это было проиллюстрировано в предыдущей публикации (№4, 2011), приводят зачастую к ситуации непонимания, неразберихи, ошибок и противоречий. В такой ситуации промышленные предприятия настороженны и чувствуют, что не до конца понимают все тонкости нововведений; государственные надзорные органы, едва успев перестроиться на новый лад, вынуждены четко (иногда жестко) придерживаться указанной линии.

Естественным союзником и проводником инноваций в этом случае могут выступить (и должны, по сути) учебные организации. С одной стороны, они вынуждены понимать все изменения не хуже самих авторов этих изменений, поскольку (без преувеличений) для многих обучающих организаций данный вопрос есть вопрос их жизни и смерти. С другой - вольно или невольно - учебные центры вынуждены разъяснять суть изменений заказчикам образовательных услуг, вникать во все тонкости процедур подготовки и аттестации, быть связующим звеном между надзором и поднадзорными организациями.

При этом автор настоящей статьи вовсе не хочет сказать, что подобная разъяснительная работа не ведется, и не оказывается помощь предприятиям со стороны Ростехнадзора. Как раз наоборот. Работники отделов отвечают на письменные и устные вопросы, публикуются материалы в центральных и региональных журналах в виде вопросов и ответов, регулярно обновляется информация на сайтах. Официальный сайт Ростехнадзора содержит рубрику «Вопросы-ответы» (http://www.gosnadzor.ru ). Ряд региональных сайтов Ростехнадзора дают возможность задать вопрос и получить ответ специалистов. Хотелось бы также отметить неофициальный портал Ростехнадзора, где также есть страница с вопросами и ответами специалистов (http://www.rostehnadzor.ru).

Однако и учебные центры - еще раз подчеркнем - могут и должны участвовать в этом процессе. Находясь между двух субъектов процесса аттестации, как

между молотом и наковальней, они вынуждены находить оптимальные решения из неизбежно возникающих противоречий, идти навстречу предприятиям, входить в их положение, не нарушая при этом буквы закона.

В русле тесного сотрудничества как с Ростехнадзором, так и с организациями- заказчиками движется НП «Центр повышения квалификации Пермь-нефть». К специалистам учебного центра ежедневно обращаются представители промышленных предприятий за разъяснениями и консультациями. Следует констатировать, что до сих пор многим далеко не все ясно в деле подготовки и аттестации специалистов. Откровенно говоря, не на все вопросы и мы можем дать четкий ответ (впрочем, это исключение из правил), но, постоянно находясь внутри процесса, работники учебного центра в большинстве случаев способны оказывать квалифицированную помощь своим партнерам.

Нет возможности в рамках настоящей статьи осветить все вопросы организаций, прокомментировать наши ответы, и все же основные направления консультационной работы и наиболее сложные темы здесь прозвучат.

Всю обширную тему аттестации специалистов условно можно разделить на

три раздела:

-           подготовка в учебной организации;

-           собственно аттестация;

-           работа аттестационных комиссий.

По поводу подготовки, пожалуй, самые распространенные вопросы касаются областей аттестации, а точнее, определения перечня нормативных документов, по которым необходимо провести процедуру аттестации. Иногда приходится сталкиваться с претензиями такого рода: «мы указали вам (учебной организации) область аттестации (например, Б2), и вы сами должны знать, какие нам нужны нормативные акты». Перечень нормативной документации по области Б2 нам действительно известен, как, впрочем, и по всем другим областям, ибо это не секрет. Однако не всегда учебная организация знает все виды деятельности и опасные производственные объекты заказчика. Справедливости ради следует отметить, что подавляющее большинство организаций совместно с нашими специалистами без особого труда определяют необходимый для аттестации перечень нормативных актов. И, тем не менее, пример, который приведен выше, повторяется чуть ли не еженедельно.

45Кроме того, в некоторых случаях предприятия запрашивают у учебных организаций подтверждающие право их деятельности документы - лицензии и свидетельства об аккредитации. На наш взгляд, это совершено правильно. Но здесь нужно быть осторожными: необходимо обращать внимание не только на сам бланк лицензии на образовательную деятельность, но и на приложения к нему, где указываются конкретно учебные программы. К сожалению, далеко не всегда промышленные организации учитывают наличие документов об аккредитации в Единой системе оценки соответствия. Учебный центр с таким свидетельством является независимым аттестационно- методическим центром (НАМЦ). Безусловно, организация, не прошедшая такого рода процедуру, все же имеет право предаттестационной подготовки специалистов по вопросам безопасности в рамках имеющейся лицензии.

Еще совсем недавно в аттестационную комиссию необходимо было представить результаты тестирования, что имел право сделать только аккредитованный учебный центр. После ряда нововведений было установлено, что тестирование в рамках аттестации должно осуществляться «в помещениях, занимаемых Службой» (п. 9 Приказа Ростехнадзора № 591 от 12.07.2010). В связи с этим результаты тестирования не должны тре боваться, что, однако, совсем не соответствует действительности: в помещениях, занимаемых Службой, нет достаточного количества классов, оснащенных компьютерной техникой и тестирующими программами. Поэтому по-прежнему тестирование в учебных центрах в большинстве случаев играет одновременно роль как итогового контроля знаний (условие оказания образовательной услуги), так и процедуры аттестации. Нетрудно догадаться, что при этом результаты тестирования требуются и по сей день.

Далее, продолжая освещать вопрос о предаттестационной подготовке, следует выделить основные принципы работы НП «ЦПКК Пермь-нефть»:

-           выполнение требований законодательства в области образования (наличие соответствующих лицензий во всех учебных филиалах);

-           наличие согласованных с Ростехнадзором программ предаттестационной подготовки (область А, все области Б, все области Г, область Д);

-           работа аттестованного преподавательского состава с большим педагогическим и производственным опытом;

-           наличие разного рода тестирующих и обучающих компьютерных программ с тестами, согласованными Ростехнадзором (программы КОК «Безопасность», Олимп: Аттестация, Олимп: ОКС);

-           предоставление слушателям специализированных компьютерных классов (всего их 9 плюс мобильный класс);

-           сертифицированный менеджмент качества образовательных услуг: а) аккредитация в качестве независимого аттестационно-методического центра, б) сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

-           широкое применение современных методов обучения (дистанционное обучение, тематические семинары, активные формы обучения) и раздаточного материала (учебно-методические пособия, учебные тетради, наглядный презентационный материал);

-           обеспечение каждого слушателя нормативной документацией и учебной литературой по направлению аттестации

-           и - едва ли не самое важное - подготовка полного пакета аттестационных документов с момента заявки на обучение до удостоверений об аттестации, работа с аттестационными комиссиями (иногда с частью ее функций, что ускоряет и облегчает работу).

Немало вопросов возникает относительно процедуры аттестации и работы аттестационных комиссий.

В первую очередь, следует понимать, что формально итоговая проверка знаний по результатам обучения и аттестация - разные процедуры, осуществляемые разными организациями. Проверка знаний осуществляется в учебных организациях в рамках оказания образовательных услуг и допускается в любой приемлемой для этого форме. Аттестация является делом аттестационных комиссий либо Ростехнадзора, либо предприятия, где работает аттестуемый.

Согласно последней редакции приказа Ростехнадзора № 37 от 27.08.2010, в настоящий момент существует некая иерархия аттестационных комиссий:

-           центральная комиссия Ростехнадзора (ЦАК);

-           территориальные комиссии (по субъектам Федерации, ТАК);

-           комиссии предприятий и организаций.

В центральной аттестационной комиссии проходят аттестацию:

-           руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2 тыс. человек;

-           руководители аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

-           руководящий персонал организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден постановлением правительства РФ от 3.03.1997 № 240;

-           в иных случаях по решению ЦАК.

В территориальных аттестационных комиссиях проходят аттестацию:

-           члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2 тыс. человек;

-           руководители и члены аттестационных комиссий организаций (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии), численность работников которых менее 2 тыс. человек;

-           члены аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

-           работники (за исключением руководящего персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден постановлением правительства РФ от 3.03.1997 № 240;

-           руководители и специалисты экспертных организаций (за исключением специалистов, осуществляющих экспертизу безопасности в области использования атомной энергии), выполняющих работы для поднадзорных Ростехнадзору организаций;

-           руководители и специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности (за исключением вопросов безопасности в области использования атомной энергии).

В соответствии с приказом Ростехнадзора № 37 аттестация специалистов может осуществляться в комиссиях поднадзорных организаций. При этом необходимо выполнять следующие условия:

-           такая комиссия должна быть создана приказом директора;

-           в ее состав должны войти специалисты, аттестованные в комиссиях Ростехнадзора;

-           о месте и времени заседания аттестационной комиссии необходимо официально извещать ответственных представителей Ростехнадзора;

-           аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Ростехнадзора;

-           лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации.

Отслеживая все нововведения и изменения в законодательстве и активно участвуя в их внедрении и адаптации к современным условиям, «ЦПКК Пермь- нефть» взял на себя роль некоего моста между предприятиями и надзорными органами в деле аттестации специалистов в области промышленной безопасности.

Смеем надеяться и одновременно утверждаем, что и учебные организации, ведя образовательную, разъяснительную и методическую деятельность, непосредственно принимают участие в формировании и совершенствовании системы промышленной безопасности, а также служат неким амортизатором инновационных процессов. На этой волне НП «ЦПКК Пермь-нефть» ведет работу как с представителями Ростехнадзора, так и с заказчиками, в которой последние, безусловно, нуждаются в большей степени.

Идея создания неких четких инструкций для руководителей и специалистов поднадзорных организаций воплотилась в виде методического пособия, создателем которого является автор настоящей публикации и которое в связи с постоянными изменениями выходит уже в пятой редакции.

Методическое пособие, задуманное как диалог предприятия-заказчика и учебного центра, будет регулярно пополняться и дорабатываться. Полный текст данного пособия с формами документов и иными приложениями вскоре будет размещен на сайтах www.ucpermoil.ru и www.cpreuro.ru.

В русле тесного сотрудничества как с Ростехнадзором, так и с организациями- заказчикам и движется НП «Центр повышения квалификации Пермь-нефть». К специалистам учебного центра ежедневно обращаются представители промышленных предприятий за разъяснениями и консультациями.

 
Главная Анонсы Участие учебных организаций в инновационных процессах при подготовке и аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности (ПБ № 5 2011)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю