![]() |
Несчастный случай при очистке железнодорожной цистерны ГРЕБЕННИКОВ В.С. Зам. руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан
Невозможно представить современную жизнь без транспорта. Перемещение людей и грузов, транспорт общего и промышленного использования - то, с чем каждый из нас сталкивается каждый день. Свыше 50% грузоперевозок в России приходится на железнодорожный транспорт. Для того чтобы это большое хозяйство работало на благо людей, необходимо своевременное проведение ремонтных и сервисных работ, к числу которых относятся промывка и очистка цистерн. Чрезвычайно важной задачей является безопасная организация этой работы. К сожалению, пока эта работа не обходится без ручного труда, который, кроме вредного влияния на здоровье, является и довольно опасной операцией. Примером может служить несчастный случай, который произошел 4 января 2012 года с промывальщиком-пропарщиком ООО «Транссервис» (Ишимбай). На промывочно-пропарочной станция имеется открытая эстакада 1-2 путей для горячей и холодной очистки железнодорожных цистерн. Железнодорожная цистерна, при чистке которой произошел несчастный случай, предназначенная для перевозки нефтепродуктов, находилась в группе из 10 цистерн на 2-м пути пропарочной эстакады. При осмотре места происшествия установлено, что крышка горловины цистерны открыта, внутренняя лестница котла закреплена и исправна. На днище котла цистерны - остаток ранее перевозимого груза (печного топлива) глубиной 2 см. Посторонних и торчащих предметов нет. Лед и обледеневшие места отсутствуют. Случай произошел в ночное время суток (освещение рабочего места искусственное). Исходя из характера работ, на работника могут действовать следующие опасные производственные факторы: - недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света при работе внутри цистерны; - повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны парами и аэрозолями (ПДК для темных нефтепродуктов внутри котла - 300 млг/ м3, для светлых - 100 млг/м3; - повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны. Промывальщик-пропарщик Ч. в момент происшествия находился в спецодежде, спецобуви, рукавицах комбинированных, в страховочном поясе с веревкой, шлангово-дыхательном приборе в соответствии с требованиями Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи сертифицированных СИЗ. Сама железнодорожная цистерна была построена 25 декабря 1992 года на ОАО «МЗТМ», находилась в исправном состоянии. Случай произошел при следующих обстоятельствах. 3 января Ч. пришел на работу в ночную смену. Жалоб на состояние здоровья не поступало. Сменный бригадир промывочно-пропарочной станции Ишимбаево Т. провел целевой инструктаж на рабочем месте, дал задание на подготовку группы из 10 железнодорожных цистерн под налив нефтепродуктов, находящихся на 2-м пути открытой эстакады. Необходимо было очистить их от остатков печного топлива под налив дизельного топлива. Ч. переоделся в спецодежду, спецобувь, страховочное снаряжение (спасательный пояс с веревкой) и приступил к работе с напарником П. В 5.45, подойдя к цистерне, Ч. надел шлангово-дыхательный прибор (ШДП), по внутренней лестнице спустился внутрь котла цистерны. Напарник П. передал Ч. рабочий инструмент для зачистки внутренней поверхности котла и остался у горловины цистерны, держа в руках страховочную веревку и шланг ШДП. Ч. приступил к зачистке. Пройдя 2 метра от торца цистерны, он поскользнулся, упал и ударился головой о днище котла. П., увидев отсутствие движения страховочного каната, окликнул Ч., но ответа не последовало. Заглянув внутрь, напарник увидел лежащего на дне Ч. С помощью других работников были приняты меры по извлечению Ч. из котла цистерны. Оператор станции Ф. позвонила в скорую помощь. До приезда медработников рабочие оказывали Ч. первую помощь, пытались привести в чувство. На основании сообщения о тяжести производственной травмы повреждения относятся к категории тяжелых - отравление парами нефтепродукта, кома 2-й степени, ушиб и ссадина лба. В крови этиловый спирт не обнаружен. Причиной, вызвавшей несчастный случай, явились неосторожные действия Ч. при выполнении работ по очистке при помощи швабры внутренней поверхности котла, приведшие к падению с последующим срывом маски шлангово-дыхательного прибора и отравлением парами нефтепродуктов. Нарушений нормативных правовых, локальных актов должностными лицами предприятия, приведших к несчастному случаю, комиссия не усмотрела. В соответствии с требованиями ст. 229.2 Трудового кодекса РФ, п. 23 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», комиссия квалифицировала этот несчастный случай как связанный с производством и подлежащий оформлению актом по форме Н-1, регистрации и учету в ООО «Транссервис». Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Основные производственные процессы при подготовке цистерн к наливу нефтепродуктов, крытых и других вагонов к перевозке должны быть максимально автоматизированы и механизированы. Следует предусматривать наиболее оптимальный режим выполнения операций по обработке вагонов, направленный на повышение безопасности работ: - сведение к минимуму ручного труда: - сокращение времени пребывания работника внутри цистерн.
|